Что такое дружба для детей?
Общение со сверстниками ребенку необходимо, с некоторыми из ровесников у него устанавливаются более теплые и тесные отношения – завязывается дружба. По сути, дружба является как средством социализации растущего человека, так и своеобразным индикатором, с помощью которого можно определить степень этой социализации. Ведь в дружеских отношениях дети обретают опыт общения на равных, что невозможно в детско-родительских отношениях и взаимоотношениях с другими взрослыми.
Отношения ребенка с друзьями
Ответ на вопрос, что такое дружба для детей, во многом связан с возрастом ребенка. В дошкольном возрасте обычно взаимодействие выстраивается на потребности иметь товарищей по игре. Поэтому даже взрослые задают малышу вопрос: «А с кем ты в садике играешь?» Соответственно отношения не отличаются устойчивостью. Взрослея, ребенок начинает более осознано относиться к выбору друзей, исходя из общих интересов, совпадений по каким-либо жизненным позициям. Дружеские отношения обретают определенную глубину и устойчивость. Формирующаяся личность начинает осознавать желание обрести близкого человека и учится соотносить свои интересы, цели с потребностями других людей.
Современная жизнь в мегаполисах, да и просто крупных городах, вносит коррективы в отношения детей со сверстниками. Если всего два десятка лет назад в каждом дворе были свои разновозрастные ребячьи компании, дающие ребенку неоценимый опыт становления отношений, где оттачивалось умение выстраивать и поддерживать приятельские отношения, которые часто становились основой дружбы на долгие годы, то многие нынешние дети этого лишены. Родители, понимая, что без дружбы становление полноценной личности невозможно, начинают беспокоиться: ребенок не может найти друзей, как научить ребенка дружить?
Правила дружбы для детей
Родительская тревога о том, что никто не дружит с ребенком, вполне понятна. Не следует искусственно пытаться подобрать ребенку приятелей, ведь «химия» человеческих отношений не зависит от желания других людей. В некоторых случаях переживания, что с ребенком не хотят дружить, безосновательны, потому что в силу особенностей характера он сам не нуждается в близких отношениях со сверстниками.
Научить детей дружить нельзя, но вот развить отдельные составляющие успешного общения с ровесниками возможно. Во-первых, сюда входят коммуникативные умения:
- начинать, поддерживать и заканчивать разговор;
- знакомиться,
- проявлять заботу о других, предлагая помощь и просить о помощи других;
- решать конфликтные ситуации;
- благодарить и принимать благодарность.
Во-вторых, ребенку должны быть знакомы основные каноны дружбы, которых следует придерживаться и справедливо требовать соблюдения правил по отношению к себе. Это требование помогать другу и поддерживать его в сложные моменты жизни, не злословить про близкого человека, делиться с товарищем и пр.
Чрезвычайно важен для растущего человека родительский пример. Обратите внимание на свои отношения с людьми: есть ли у вас друзья? На чем зиждется ваша дружба? Следуете ли вы сами правилам дружбы? Ведь то, что ребенок не умеет дружить, может являться следствием отсутствия примера честных дружеских отношений у родителей.
Выбор друзей для ребенка
Как бы ни хотелось родителям, друзей ребенок себе выбирает сам. Резкое вмешательство в неугодные отношения чревато утратой доверия со стороны собственного дитя. Если друг ребенка вам откровенно не нравится, допустимы следующие способы действия:
- Попробуйте помочь ребенку обрести новый круг общения, записав его в спортивную секцию или кружок.
- Постарайтесь, чтобы общение больше происходило на ваших глазах, приглашая приятеля ребенка домой или в совместные поездки. культпоходы. Вполне вероятно, вы увидите, что друг совсем неплох.
- Если вы понимаете, что существующие отношения угрожают ребенку, следует вывести его на доверительный разговор. При этом не надо обвинять ни самого ребенка, ни его приятеля, а надо вместе с сыном или дочкой проанализировать, что было до начала дружбы, что происходит в настоящем и предложить представить, во что могут вылиться существующие отношения. То есть ребенок должен взглянуть на сложившиеся отношения со стороны.
- В самых крайних случаях (суицидальные попытки, длительные конфликты и т.д.) следует обратиться за помощью к психологу.