Экологическое воспитание в детском саду
Человек является разумной частью живой природы, и поэтому именно ему необходимо заботиться о ней: сохранять и приумножать ее богатства (воду, почву, полезные ископаемые), а также заботиться о флоре и фауне. Но сейчас, в основном, человеческая деятельность направлена на потребление и разрушение того, что у нас есть. Современная молодежь не сажает деревья, а только их ломает, мусор бросает там, где им хочется, а природный запас воды, плодородной земли и других ресурсов используют очень расточительно.
Все чаще сейчас звучат призывы беречь природу, тратить экономно те богатства, что она нам дает, а также заботится о восстановлении этих запасов. Но, если человеку эти навыки не закладываются с детства, то у взрослого их тяжело сформировать, поэтому проблемой экологического воспитания личности необходимо заниматься еще в детском саду.
Актуальность введения экологического воспитания именно в таком возрасте (с 3 до 6 лет) заключается в том, что в этот период жизни, дети очень любознательные, добрые и отзывчивые. Так как у них еще не сформирована модель поведения и отношения к природе, то, зная цели и задачи экологического воспитания, можно выработать у них правильное отношение ко всей природе.
Цели и задачи экологического воспитания дошкольников
За время пребывания в детском саду, дети должны:
- получить определенные знания о живой и неживой природе, а также о самых простых природных явлениях (дождь, снег, роса);
- развивать эстетические чувства и умение любоваться природой;
- научиться гуманно относиться к природе;
- уметь применять знания на практике (вырастить цветок и уметь ухаживать за ним).
Самой главной задачей экологического воспитания в детском саду является развитие у малышей чувства гуманности, но это невозможно достичь, без достижения и других целей, поставленных перед воспитателями.
Как проходит воспитание экологической культуры в детском саду?
В программе для детских садов прописано, да и самими воспитателями придумываются, различные методы и формы работ для экологического воспитания детей. Наиболее часто используются следующие:
- экскурсии;
- дидактические игры;
- садово–огородные работы;
- живой (или экологический) уголок;
- конкурсы рисунков;
- работа с родителями;
- беседы, экологические сказки, проведение опытов и создание проблемных ситуаций.
Обязательные ежедневные прогулки очень хорошо совмещаются с экскурсиями и проведением работ на участке, выделенном под огород или цветник. Во время них дети узнают о последствиях взаимоотношений между человеком и природой, учатся практически применять полученные на занятиях знания.
В детском саду процесс образования тесно переплетается с экологическим воспитанием, для этого на занятиях используются дидактические игры по знаниям о природе и ее сохранении. Например: «Лабиринт», «Как найти дорогу к дому?», «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Да — нет», «Где были, что видели?», «Путешествие по …» и многие другие.
Огромную роль имеет одновременное экологическое воспитание в семье. Если родители своим примером будут показывать то, как надо относиться к природе, что можно делать, а чего нельзя, то их дети обязательно будут бережно относиться окружающему их миру.
Основной проблемой экологического воспитания в детском саду – это ограниченные возможности учебного заведения: нет живых уголков, теплиц и даже обычных цветочных клумб, а также нет автотранспорта для совершения экскурсий. Ведь именно практическая часть экологического воспитания играет большую роль в формировании правильного отношения к природе.