Арт-терапия для детей
Как только малыши учатся контролировать движения своих рук и пальчиков, они с удовольствием начинают творить. Кисточка, глина, карандаш или пластилин окажется в их руках – неважно! Но ребенок сразу же приступает к делу. И он не рисует и не лепит – он выражает себя, освобождает свое подсознание. Выражение творческого потенциала – это некое исцеление. На этом и основаны методы арт-терапии для детей, которые могут быть самыми разнообразными.
Суть методики
Арт-терапия – это и лечение, и развлечение, и развитие одновременно. В процессе размазывания, смешения, разбрызгивания, подбора и импульсивного рисования малыш безболезненно выражает свои чувства. Благодаря этой специализированной форме психотерапии у взрослых появляется возможность заглянуть во внутренний мир ребенка. Упражнения по арт-терапии для детей дают им заряд бодрости, наделяют уверенностью, помогают справляться со сложными ситуациями, ведь творчество позволяет приоткрыть дверь в сознание ребенка, обнаружить и решить скрытые проблемы. Это не организованный процесс, как урок рисования или труда. Актуальность арт-терапии состоит в том, что ценность имеет не конечный результат творчества, а сам процесс, в котором оголяются внутренние переживания. Если кратко озвучить задачи арт-терапии, то они сводятся к следующему:
- создание положительного эмоционального настроя;
- обнаружение проблем, которые сложно обсуждать;
- развитие внутреннего контроля;
- безопасные и контролируемые эксперименты с чувствами;
- творческое самовыражение;
- развитие воображения;
- эстетический опыт;
- повышение адаптационных способностей;
- коррекция отклонений.
Виды арт-терапии
Если говорить об арт-терапии для дошкольников, то наиболее распространенные ее виды – это песочная арт-терапия , изотерапия, сказкотерапия, игротерапия, музыкальная терапия и фототерапия. Но в чистом виде их используют крайне редко. Это связано с тем, что обычный набор изобразительных средств для ребенка – это предсказуемо и скучно. Именно поэтому арт-терапия в дошкольном возрасте применяется комплексно. Малышу гораздо интереснее включаться в процесс, который отличается от привычного. Ведь так здорово, когда на приклеенном к листу бумаги песке расцветают нарисованные цветы, а обычная клякса превращается в бабочку. И никто не упрекнет в том, что песок не бывает синим, а пятно краски – это не животное, а неаккуратность.
Если говорить о том, какой вид арт-терапии может применяться в детском саду, то это, безусловно, рисование сыпучим материалом (нанесение песка, круп или сухих листьев на предварительно смазанную клеем поверхность), пластилином (применяется преимущественно на занятиях с гиперактивными детьми ), пальцами, предметами, которые для этого не предназначены (ватные палочки, кубики, игрушки и тд.)
В специализированных центрах проводятся занятия по арт-терапии для детей-инвалидов, малышей с нарушениями психики, отклонениями в развитии. Специалисты используют такие техники, как «Монотипия», то есть нанесения рисунка красками на стекло или зеркало, а затем перевод рисунка на бумагу, «Марание» (разбрызгивание краски). Отличный терапевтический эффект дает рисование под музыку или рисование музыки, то есть детям предлагают нарисовать акустические сигналы, которые они слышат. Если сказкотерапия не дает ожидаемых результатов, ее дополняют рисунками, ведь не всегда малыш способен словами выразить эмоции.
Рисовать, лепить, создавать из различных материалов можно не только предметы. Ребенок с удовольствием изобразит звуки, эмоции, события, воспоминания. Но для того, чтобы арт-терапия принесла ощутимую пользу для психологического здоровья ребенка, необходимо обратиться к специалисту, который составит индивидуальную программу терапевтических сессий.